Педагог, стучащий по письменному столу кусочком мела, рассчитывает на привлечение и удержание внимания студентов через использование звукового раздражителя. Этот вид внимания можно отнести к непроизвольному или рефлекторному вниманию. Непроизвольное внимание возникает автоматически в ответ на резкий, неожиданный или непривычный стимул, в данном случае — звук стука мела по столу.
У данного приема есть свои преимущества и ограничения:
Эффективность в краткосрочной перспективе: Звук стука может быть эффективным для быстрого привлечения внимания студентов, особенно если они увлечены беседой или другими делами. Неожиданный звук является сильным раздражителем, который может мгновенно переключить внимание на преподавателя.
Привыкание: Если преподаватель будет слишком часто использовать данный прием, студенты могут привыкнуть к нему, и его эффективность снизится. Повторяющийся звук перестанет быть неожиданным и постепенно перестанет привлекать внимание.
Эмоциональная реакция: В некоторых случаях резкий звук может вызвать у студентов негативную эмоциональную реакцию, например, раздражение или стресс. Это может негативно сказаться на учебной атмосфере и взаимоотношениях между преподавателем и студентами.
Альтернативные методы: Для поддержания дисциплины и внимания на занятиях преподавателю полезно использовать разнообразные методы. Например, привлечение внимания через изменение тембра голоса, использование визуальных сигналов, активное взаимодействие с аудиторией и т.д. Такие методы могут быть более устойчивыми и менее раздражающими.
Таким образом, преподаватель может пользоваться данным приемом для привлечения внимания, но не стоит полагаться на него слишком часто. Важно сочетать различные методы управления вниманием, чтобы поддерживать интерес и дисциплину студентов на протяжении всего занятия.